ПОЧЕМУ МЕТАН?
Метан — один из самых безопасных современных видов топлива.
ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Метан гораздо легче воздуха, так что даже в случае его утечки, он быстро улетучивается.
Пропорция метана при расходе топлива, вместо 1 литра бензина необходим 1 кубический метр природного газа.
Нижний предел самовоспламенения метана 650°C.
Для сравнения: у бензина 550°C, у пропан-бутановой смеси 500°C, у дизельного топлива 320°C. Таким образом у метана самая высокая температура самовоспламенения.
Метан безопаснее пропана. Пропан тяжелее воздуха, поэтому при утечке может скапливаться в любой ямке. А метан легче воздуха, поэтому образует летучую смесь, которая быстро испаряется и не образует взрывоопасных ситуаций.
Диапазон пожароопасных концентраций метана находится в пределах 4,0-15,0% объема.
Для сравнения: у паров бензина 1,4-7,4%, у пропан-бутановой смеси в пределах 1,8-8,6%, у паров дизельного топлива 1,1-8,0%.
Таким образом у метана самый высокий нижний предел пожароопасной концентрации.
Чтобы доказать безопасность все более популярных автомобилей на сжатом природном газе, германский клуб ADAC провел не только краш-тесты такого известного автомобиля, как «Опель Зафира», но и поджег его! Автомобиль сгорел, но взрыва не последовало: плавкие вставки в клапанах просто стравили газ и он выгорел. Баллоны, размещенные под днищем, в ходе краш-теста вообще не пострадали. А вот с автомобилем на бензине или пропан-бутане такой номер без взрыва не пройдет!
При использовании метана не требуется добавления предотвращающих взрыв веществ. Октановое число метана превышает число бензина и достигает 120-125 (октановое число измеряет сопротивляемость вещества взрыву, которая необходима для избегания ситуации, когда зажигание смеси вызывает не просто сжигание внутри цилиндра, а провоцирует взрыв).
В соответствии с методикой оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей РД 03-409-01 (утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 26 июня 2001 г. N 25) принята классификация горючих веществ по степени чувствительности к возбуждению взрывных процессов. В ней выделены четыре класса (класс 1 — особо чувствительные вещества; класс 2 — чувствительные вещества; класс 3 — среднечувствительные вещества; класс 4 — слабочувствительные вещества). Согласно этой классификации к 3-му классу (среднечувствительных веществ) относятся широко применяемый в двигателях современных транспортных средств бензин, в то время как основной компонент природного газа — метан, как и дизельное топливо, относится к 4-му классу (слабочувствительных веществ).
Класс 1 | Класс 2 | Класс 3 | Класс 4 |
Ацетилен Винилацетилен Водород Гидразин Изопропилнитрат Метилацетилен Нитрометан Окись пропилена Окись этилена Этилнитрат | Акрилонитрил Акролеин Бутан Бутилен Бутадиен 1,3-пентадиен Пропан Пропилен Сероуглерод | Ацетальдегид Ацетон Бензин Винилацетат Винилхлорид Этилформиат Этилхлорид Сжиженный природный газ Кумол Печной газ | Аммиак Бензол Керосин Метан Метилбензолv Метилмеркаптан Метилхлорид Нафталин Окись углерода Фенон |
Данные статистики:
http://www.avtomash.ru/guravto/2006/20060222.htm
http://www.mngz.ru/tyumen/190398-pozharnaya-bezopasnost-gazoballonnyh-avtomobiley.html
Россия | США |
За период 2000-2004 гг. в России зарегистрировано 212 пожаров газобаллонных транспортных средств. При этом по данным Академии ГПС МЧС России, ГУГПС МЧС России и Московского государственного строительного университета, в эксплуатации находилось 400 тыс. ед. ГБА. 91% из них использовали сжиженный пропан-бутан, 9% — работали на сжатом метане. На автомобилях, работающих на КПГ, не зафиксировано ни одного пожара. | 1) в 98000 аварий газобаллонных автомобилей, работающих на КПГ, не отмечено ни одного возгорания. 2) за 10 лет эксплуатации 2400 автомобилей, работающих на метане, было преодолено суммарно 280 млн. километров и зафиксировано 1360 столкновений с их участием. В 180 случаях удар приходился в зону размещения баллонов высокого давления, но ни один баллон не был поврежден (по данным американской газовой ассоциации (АГА)). |
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Метан не токсичен, не канцерогенен. Это безопасное топливо для здоровья людей и всего живого на Земле.
Метан — самый экологически безопасный вид автомобильного топлива из всех представленных на современном рынке. При сгорании газа в двигателе в атмосферу выделяется С2 и Н2О — это природные неагрессивные химические элементы: вода и углекислотный газ.
Выбросы вредных и канцерогенных веществ при работе двигателя внутреннего сгорания, работающего на метане сокращаются в разы.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Природный газ — один из самых дешевых видов топлива. Его использование сулит автомобилистам существенную экономию. Как показывают исследования, средняя стоимость метана в три раза ниже, чем стоимость А 95/98 бензина, в 2,5 раза ниже, чем цена дизтоплива и в 1,8 раз меньше, чем стоимость пропана.
Бесспорный аргумент в пользу природного газа – один, но он по своему значению перекрывает все прочие: нефть заканчивается. И использовать ее в качестве топлива становится роскошью – надо поберечь для нефтехимии. В том числе и пропан/бутан. Даже оптимисты считают, что ее осталось лет на 50 – не более. В то время как природного газа – лет на 200, причем с развитием сланцевой жилы и эти прогнозы могут улучшиться. Кроме того, метан можно добывать и на биооснове. Что уже успешно усваивается, к примеру, в Швеции.
В России чаще всего переводят на метан автобусы ПАЗ, грузовые Газели и легковые такси. Стоимость перевода автобуса от 120 до 180 тысяч рублей. Окупаются эти затраты за 6-9 месяцев.
В таких городах, как Новокузнецк, Томск и Кемерово большинство автобусов ПАЗ уже давно переоборудованы для работы на метане.
Развитие автотранспорта, работающего на природном газе (метане):
Страны | К-во автомобилей, тыс. | К-во автомобилей, тыс. | К-во АГНКС, ед. | К-во АГНКС, ед. |
---|---|---|---|---|
2005 | 2011 | 2007 | 2011 | |
Мировые лидеры: | ||||
Иран | 63,7 | 2859 | 96 | 1574 |
Пакистан | 700 | 2740 | 766 | 3285 |
Аргентина | 1446 | 1900 | 1400 | 1878 |
Бразилия | 1052 | 1694 | 1338 | 1725 |
Индия | 278 | 1100 | 259 | 571 |
Китай | 97,2 | 1000 | 356 | 1350 |
Европейские лидеры: | ||||
Италия | 382 | 730 | 521 | 790 |
Германия | 33 | 96,2 | 622 | 900 |
Разное: | ||||
Украина | 67 | 390 | 147 | 285 |
Россия | 41,7 | 86 | 213 | 244 |
США | 146,8 | 123 | 1340 | 1000 |
Всего в ЕС | 461 | 1013 | 1736 | 2508 |
Всего в мире | 4596 | 15192 | 10695 | 18154 |